Содержание азота в горючей массе твердого топлива колеблется от 0,6 (дрова) до 2% у некоторых видов углей и торфа.
При коксований каменных углей в атмосфере, не имеющей свободного кислорода, азот, содержащийся в топливе, в значительной степени выделяется в виде аммиака NH3.
В нефти содержание азота обычно колеблется от 0,03 до 0,3%.
В газообразном топливе для отопления зданий основным видом балласта является азот — от долей процента в некоторых природных и нефтепромысловых газах до 60% в доменных и 75% в ваграночных газах. Газы с высоким содержанием азота характеризуются низкой теплотой сгорания и пониженной жаропроизводительностью.
Содержание азота в твердом и жидком топливе определяют по методу Кьелдаля, основанному на способности кипящей серной кислоты окислять органические соединения до С02 и НгО, а содержащийся в , них азот превращать в NH3. Образующийся аммиак улавливают серной кислотой и по количеству NH3 определяют содержание азота в топливе.
В газообразном топливе азот фиксируют как остаточный член после определения содержания в газе других компонентов.
В процессе горения азот топлива переходит в дымовые газы в виде молекулярного азота N2, а при высокой температуре в топках и печах частично окисляется с образованием весьма вредных для здоровья окислов азота.
Азот, входящий в состав сложных органических соединений, окисляется при значительно более низкой температуре, чем молекулярный азот, входящий в состав роздуха и газообразного топлива. Поэтому загрязнение воздушного бассейна окислами азота, содержащимися в продуктах сгорания, в значительной степени зависит от содержация в топливе связанного азота.
До сравнительно недавнего времени азот в топливе рассматривали лишь как балласт, несколько снижающий его теплоту сгорания. Однако по мере выяснения роли азота топлива в образовании токсичных окислов азота содержание связанного азота, входящего в состав твердого и жидкого топлива, рассматривается как весьма нежелательное.
Азот, содержащийся в нефти, входит в основном в состав нефтяных смол и асфальтенов. Поэтому в процессе очистки нефти от смол и ас-фальтенов содержание азота соответственно снижается.
В легком дистиллированном жидком топливе — бензине и керосине— практически не содержится азот, а в нефтяных остатках, получаемых в процессе перегонки нефти, — мазуте азот содержится в большем количестве, чем в сырой нефти.
Сера. В топливе содержатся три вида серы: органическая, колчеданная (пиритная) и сульфатная.