Перед тем, как мы приступим к рассмотрению проблематики стоимости оборудования домашнего кинотеатра, а именно звуковой его части, хотелось бы вспомнить старый анекдот про двух новых русских:
Колян приходит к Вовану в гости и замечает у него телевизор из чистого золота. То есть, корпус, экран, пульт, кнопки, сетевой шнур, вообще все сделано из золота 999 пробы. Колян глядя на телевизор, спрашивает:
- Слыш, Вован, а как его смотрят?
На что Вован отвечает:
- Ты че, Колян? Его не смотрят – его показывают!
Вот так… Так что же мы хотим получить при покупке домашнего кинотеатра? Высококачественное звучание или показной пафос? Если ответ на вопрос – пафос, тогда разговаривать дальше не о чем… Железная истина: чем дороже комплект, тем лучше. Но если все же мы хотим получить отличный звук, то тут перед нами открывается огромный и красочный мир Hi-Fi и Hi-End аппаратуры. Десятки производителей предлагают десятки решений по звуку Вашего кинотеатра в зависимости, главным образом, от размеров помещения, в котором он будет установлен. Если для помещений площадью менее 40 квад. метров еще есть возможность подобрать оборудование в разумных стоимостных пределах, то вот для кинозала больших размеров уже начинаются проблемы. Цены на такие комплекты растут экспоненциально относительно кубатуры помещения. К примеру, для кинозала площадью 60 м2 комплект звука может стоить приблизительно 50 тысяч долларов, а если таких квадратных метров у Вас 100, то придется раскошелиться уже на 120-150 тысяч. И так далее. Вот парадокс: хотели хороший звук, а получили пафос!
Не хотелось бы останавливаться на всех достижениях и разнообразии решений для домашних кинотеатров, которые предлагает нам рынок Hi-Fi и Hi-End. Эти вопросы широко рассмотрены в прессе и Интернете. Хотелось бы обратить внимание на следующее: приобретая это оборудование необходимо помнить о том, что мы платим не только за сам звук, но и за красивую отделку акустических систем, красочные брошюры, дорогие демо-залы с кожаными диванами, лесть и, так часто выставляемый на показ, якобы профессионализм продавцов с огромным опытом за плечами.
Так что же делать, если телевизор хочется все же смотреть, а не показывать? Этот вопрос время от времени всплывает в периодике. Давайте окунемся в другой мир – мир профессионального звука и посмотрим, что же предлагают нам настоящие профессионалы, которые ценят качество звука, а не маркетинговые уловки производителей и продавцов.
Решением для небольших помещений могут стать студийные мониторы. Почему? Начнем с того, где происходит процесс записи и сведения кинопродукции, а именно фильмов, которые мы с Вами смотрим в кинотеатрах и, конечно же, дома. Это происходит в профессиональных звукозаписывающих студиях, оборудованных согласно жесточайшим требованиям и имеющих сертификат THX.
Студия должна, в первую очередь, быть правильно оформлена акустически. Необходимо обеспечить соответствие нормам таких параметром как: время реверберации, уровень первых, вторых и последующих отражений, радиус гулкости, диффузность поля и т.д. Таких параметров более тридцати.
Во-вторых, ТНХ-сертифицированная студия должна обладать наиболее точной и "правдивой", не имеющей никаких характерных особенностей звучания аппаратурой. Кроме того, оборудование студии не должно быть дорогим, что поможет не снижать ее рентабельность и при этом дать возможность свободно конкурировать на рынке звукозаписывающих услуг.
Именно по этой причине ведущие производители акустических систем направляют все свои усилия, знания, разработки и умы инженеров на создание относительно недорогих, но прецизионных мониторов. В результате мы имеем возможность наслаждаться "честным" звуком при относительно небольшом бюджете.
Профессиональные домашние кинотеатрыКомпания «Про-Синема», к примеру, предлагает ценителям настоящего кинозвука домашние кинотеатры на базе профессиональных студийных мониторов крупнейшего в мире производителя акустических систем JBL Professional, а именно на сериях Домашние кинотеатрыLSR2300, LSR4300 и LSR6300. Данное оборудование имеет сертификат THX и широко используется в Голливудских студиях звукозаписи.
Что же касается больших залов, то у компании JBL Professional есть ответ и на этот вопрос. На сегодняшний день более 70% профессиональных кинотеатров в мире оборудованы акустическими системами JBL, которые являются своего рода эталоном в кино. Кроме того, JBL были первыми, кто разработал специализированную акустику для кинозалов.
Так почему же не устанавливать такой звук дома? Ведь цена оборудования если не на порядок, то уж точно в несколько раз ниже чем у его Hi-Fi и Hi-End собратьев. Дело в том, что габариты таких систем довольно велики, а тратить драгоценные, без преувеличения, квадратные метры в пустую, нет возможности. Да и дизайн таких систем, по правде говоря, ну очень далеко от совершенства.
Так как же быть? Вроде бы решение есть, но оно все же остается «недомашним»? А вот и нет. В профессиональной сфере акустические системы левого, правого та центрального каналов носят название «заэкранные». Выходит, что при установке звукопрозрачного экрана вопрос о внешнем виде теряет свою актуальность. Одну проблему решили!
Но как быть с габаритами? Ведь если мы начнем устанавливать за экраном огромные колонки, это «съест» добротный кусок кинозала. А стоимость квадратного метра жилья может доходить в некоторых случаях до десятка тысяч долларов. В таком случае, ни о какой экономии и речи быть не может. Но решение есть и здесь. Такое впечатление, что JBL Professional позаботились и об этом. Компания предлагает нам серию 3000, акустические системы, которой имеют глубину всего 292 мм!!! При этом они имеют сертификат ТНХ.
Последним доводом «хай-файщиков» может стать исключительное качество звучания их акустики. Бесспорно, с ними можно согласиться, но если речь идет о прослушивании музыки. В этом случае, каждая следующая акустическая система звучит лучше предыдущей и наоборот. Все зависит от стиля музыки, бренда акустики и усилителей, качества носителей, опыта слушателя, а также множества других как объективных, так и субъективных факторов. Но если Вы собрались смотреть кино, Вам необходимо настроить АЧХ всей системы по строго определенной сертификатом ТНХ кривой, которая, кстати, имеет довольно крутые завалы в области и высоких, и низких частот. По-этому, абсолютно бессмысленно приобретать акустику с частотным диапазоном, значительно превышающим диапазон восприятия человеческого уха – корректировка АЧХ все равно сведет его на нет.
Вернемся к вопросу, который прозвучал в названии статьи, о стоимости домашнего кинотеатра. Просуммировав цены на акустические системы, усилители, цифровые процессоры и коммутацию, можно смело заявить, что стоимость комплекта на базе профессионального оборудования составляет всего 30-35 тысяч все тех же долларов.
Вот и все! Подытоживая, можно сделать вывод, что профессиональный домашний кинозвук, к которому сломя голову стремятся все производители Hi-Fi и Hi-End оборудования, оказывается, уже давно существует. И он, как не странно, в несколько раз дешевле.
Так зачем платить больше?